Штрафы за ККТ в 2026 году: что нужно знать бизнесу

В 2026 году произошла волна изменений в законодательстве о контрольно-кассовой технике (ККТ). Это касается и новых правил выдачи чеков, и роста штрафов, и ужесточения требований к работе с маркированными товарами.
Чтобы вы не пропустили важные даты и не понесли убытки, мы собрали все ключевые нововведения 2026 года в одном материале. Разберем их по пунктам, а в конце дадим практические советы, как подготовиться к изменениям без лишнего стресса и защитить бизнес от санкций.
Внедрение специального модуля для маркированной продукции
Работа с маркированными товарами продолжает усложняться. С 28 декабря 2025 года для проверки каждого маркированного товара при продаже стал обязателен специальный сертифицированный модуль ТС ПИоТ (техническое средство получения информации о товаре). Это единый защищенный шлюз между вашей онлайн-кассой и системой «Честный знак».
Модуль может быть встроен в кассовое ПО, использоваться как драйвер самой онлайн-кассы или как самостоятельная программа.
- С 28 декабря 2025 года— проверка маркированных товаров только через ТС ПИоТ. При этом чек может формироваться еще «по-старому», но для работы в режиме онлайн касса уже должна быть готова к новому формату.
- С 1 июля 2026 года — устаревший способ проверки кодов маркировки (токен X-API-KEY) полностью отключается. С этой даты работать с маркированной продукцией можно только с использованием модуля ТС ПИоТ. Касса без настроенного ТС ПИоТ не сможет сформировать фискальный чек на маркированную продукцию — продажа будет заблокирована на кассе.
Работа без модуля ТС ПИоТ с 1 июля 2026 года означает не просто штраф, а физическую невозможность продажи маркированного товара. Покупатель просто не сможет оплатить такую покупку, так как чек не сформируется. Это прямой убыток и потеря клиентов.
Ответственность за нарушения правил маркировки от 1000 до 300 000 рублей. другие нарушения при работе с маркировкой, До 30 июня 2026 года нужно проверить, поддерживает ли ваша онлайн-касса работу с ТС ПИоТ и включено ли ваше оборудование в официальный реестр совместимости. Это можно сделать через «Калькулятор совместимости» на портале системы «Честный знак». Если несовместима — срочно обновите или замените. Установите и настройте модуль ТС ПИоТ в соответствии с инструкцией производителя и обязательно проведите пробный чек с маркированным товаром.
Рост штрафов и внедрение прогрессивной шкалы
Законопроект об ужесточении ответственности за нарушения в сфере ККТ на данный момент принят Госдумой в первом чтении. Если поправки утвердят, бизнес ждёт кратное увеличение штрафов.
Работа без кассы (неприменение ККТ):
- для должностных лиц: минимальный штраф — 30 тыс. руб. (ранее — 10 тыс. руб.);
- для ИП (приравнены к юридическим лицам) и организаций: минимальный штраф — 150 тыс. руб. (ранее — 30 тыс. руб.).
Повторное нарушение (если сумма расчётов без ККТ за год не превысила 1 млн руб.):
- для ИП и организаций — штраф от 300 тыс. до 1 млн руб.;
- Если сумма расчетов превышает 1 млн руб., возможна приостановка деятельности до 90 суток.
Систематические нарушения (более двух эпизодов):
- для компаний — штраф от 750 тыс. руб.
Предполагаемые изменения по другим нарушениям:
- за применение ККТ с нарушением правил регистрации (перерегистрации, снятия с учёта) или использование кассы, не соответствующей 54-ФЗ: для юрлиц и ИП — с 1 500–10 000 до 50 000 ₽;
- за невыдачу чека: для юрлиц и ИП — с 2 000–10 000 до 50 000 ₽.
Сервис «Контроль нарушений» от Платформы ОФД поможет отслеживать статус чеков, своевременно выявлять ошибки до прихода проверки и не допускать превышения критических лимитов.
как выглядит интерфейс сервиса “Контроль нарушений”
Освобождение от НДС для общепита с 1 апреля 2026
С 1 апреля 2026 года кафе и рестораны на УСН и ПСН освобождены от НДС. Для этого нужно, чтобы совокупный доход за 2025 год не превышал лимит в 60 млн рублей, доля выручки непосредственно от услуг общественного питания по итогам 2025 года составляла не менее 70 процентов, а ИП на упрощенной системе налогообложения не превысили порог в 20 млн рублей в 2025 году, исключение — из-за процента по банковским вкладам.
Так как закон был подписан только 25 апреля, почти месяц заведения общепита продолжали работать по старым правилам — пробивали чеки с выделенным НДС. ФНС в письме от 27.05.2026 № ЗГ-35-20/6371@ разъяснила, что исправлять ранее сформированные фискальные документы через чеки коррекции не требуется.
Изменение ставки НДС
С 1 января 2026 года основная ставка НДС выросла с 20% до 22% на основании Федерального закона от 28.11.2025 № 425‑ФЗ.
В связи с масштабным характером изменений и технической неготовностью ПО для ККТ ФНС рекомендовала территориальным инспекциям в первом квартале 2026 года не проводить проверки владельцев касс на предмет отображения ставки НДС 22%. Поэтому владельцы бизнеса могли временно указывать указывать в чеках прежнюю ставку 20%, а после установки обновления не формировать чеки коррекции.
При этом при возврате товара, купленного в 2025 году с НДС 20%, возвратный чек в 2026 году также должен содержать ставку 20%. Также при оплате в 2026 году товара, отгруженного в 2025 году, в чеках также указывается ставка 20%.
Как бизнесу подготовиться к изменениям
Вот чек-лист, по которому можно пройтись в своей компании:
- Проверьте кассы и обновите программное обеспечение. Убедитесь в наличии сертифицированного модуля ТС ПИоТ для маркировки и его совместимости. Особенно важно это сделать до 30 июня 2026 года. Подготовьте персонал.
- Проведите обучение кассиров работе с новым ПО и модулем ТС ПИоТ.
- Обновите прошивку кассового аппарата, чтобы в чеках не печаталась информация о ставке и сумме НДС, если вы попадаете под освобождение от него.
- Обновите прошивку ККТ и кассовое ПО для изменения ставки НДС, если она применима к вашему бизнесу. После обновления обязательно проведите тестовый чек с товаром, облагаемым по основной ставке, убедившись, что в нём печатается 22%.



